ЭТНОГРАФИЗМЫ (греч. ethnos – 'народ' и grapho – 'пишу') – слова, в значении которых отражены специфические для этноса понятия.

В русском языке – это т. н. внутренние экзотизмы (см.: ЭКЗОТИЗМЫ), обозначающие особые (русские) предметы и понятия.

Этнографизмы связаны с традиционной русской культурой, которая формируется в период существования русской народности. Этот период характеризуется действием центростремительных сил, в дальнейшем, с появлением общего рынка, действуют центробежные силы, стирающие какую либо специфику. Но это очень длительный процесс, этнографические черты народа очень сильны, они присутствуют в том или ином виде весь период существования этноса.

В русской истории народность соответствует периоду феодализма, капитализм начинает развиваться в России с XVII века. Но в современной трактовке период зарождения нации связывается не с экономическим укладом, а со складыванием государственности, появлением Московской Руси – XVI в. Таким образом, традиционная русская культура сложилась с XIV по XVI в. В этот период (к XV в.) происходит и формирование русских народных говоров. Значительная часть этнографизмов не является общеупотребительной лексикой, относится или к историзмам, или к диалектной лексике.

Этнографизмы могут представлять специфическую предметную лексику (материальная культура) и непредметную (духовная культура). К русским энографизмам относятся названия традиционной русской одежды, посуды, утвари, предметов и способов сельскохозяйственного производства и промыслов, народных обычаев, игр и т. д. Есть общерусские этнографизмы (специфические предметы, называемые особыми словами), такие как сарафан, платок, сапоги, косоворотка, треух ('мужская шапка ушанка'), колпак, серп, сноп, суслон ('укладка снопов на поле') и т. д.; есть распространённые преимущественно на севере или юге: рукава ('женская рубаха, надеваемая под сарафан' – север и центр), кичка (юг, центр) и кокошник ('головной убор замужней женщины' – север), косник ('украшение девичьей косы' – север), рогач ('рогатая кичка' – юг), сорока ('головной убор замужней женщины' – юг), Существует так называемая противопоставленная лексика, когда один и тот же предмет называют по разному на севере и на юге: ухват – рогач (ямки) ('длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки и чугуны'), квашня, квашонка – дежа, дежка ('посуда для приготовления теста'), сковородник – чапельник, цапля ('приспособление для доставания сковороды из печи'). «Если порты и штаны, видоизменившись, превратились в брюки; если кафтан, приобретя новый покрой, стал пиджаком, если епанча, став не суконной, а прорезиненной, называется ныне плащом, то кики, сороки, кокошники, венцы – почти все старинные русские женские головные уборы напрочь исчезли не только из обихода, но и из памяти народной. Спроси сегодня, чем венец отличается от кокошника, а убрус от ширинки (украшенная полоса холста, надеваемая девушками на голову) – многие даже и не поймут, о чём идёт речь» (Вардугин В. И. С. 110).

Из духовных специфических понятий называют т. н. русскую ментальную лексику: Вера, Воля, Доля, Дом, Жалость, Интеллигентность, Соборность, Терпение, Хлеб и т. д.